23.02.2011
Новоселье в Древней Руси. Суеверия наших предков.
Связанных с переездом в новый дом обрядов и суеверий в нашей стране до странного мало. Однако другие народности могут похвастаться довольно причудливыми суевериями, давшими начало интересным обычаям. В Германии, к примеру, уголек, оставшийся от праздничного костра, считается домашним оберегом, защищающим от пожаров. Малазийцы тщательно подходят к выбору древесины для постройки, ведь если дерево окажется с колючками, то и жизнь в таком доме будет "колючей", а все пути жильцов - тернистыми.
Среди древнерусских поверий, связанных с переездом в новое жилище, необычным можно назвать утверждение, что новый дом возьмет с жителей "жертву" - жизнь одного из новых жильцов. Причем риск стать такой жертвой выпадал либо самому младшему, либо старшему в семье, или же тому, кто первым вступит в дом. Именно поэтому было принято в новый дом прежде всех остальных впускать кошку, которая станет кандидатом в жертвы №1. Кошка же выступала и как оберег жилища. Согласно поверью, кошка первой встретит хозяина в загробной жизни.
С особой душевностью русский человек относился к хранителю своего дома - домовому. Именно поэтому очень много домашних обрядов связано с ним. Домового старались всячески задабривать, а при переезде заманить с собой. Для этого необходимо было в новом доме поклониться на 4 стороны, пригласить домового, оставив ему угощение - чарку водки и хлеб с солью. Что интересно, англичане хранителю очага также преподносили хлеб-соль.
Был на Руси и такой обряд, который призван был защитить дом от всякой нечисти и бед. Назывался он "очерчивание". Пока соседи спят, хозяйка должна обежать вокруг нового дома голышом три раза, повторяя защитные слова. Чтобы препятствовать проникновения посторонних, баба перекидывалась в воротах кубарем, также произнося приговоры на здоровое потомство и изобилие в доме.
Русские люди издревле считали плотников и печников носителями особых волшебных знаний. Поэтому отношения между хозяином и мастерами во многом определяли благоприятную атмосферу в жилище. Слухи и рассказы, повествующие о проделках недовольных плотников и печников, постоянно полнились все новыми необычными историями. Могли мастера не только приговор наслать нехороший, но также колдовство навести или нежить какую-нибудь подселить.
В Вологодской губернии поговаривали, что один плотник наслал на хозяев нового дома полчища крыс за плохое обращение. Как только хозяева задобрили плотника, крысы исчезли.
А в Сарапульском уезде известен случай, когда плотники, недовольные хозяйским обращением, якобы посадили в новый дом кикимору. И стонала она человеческим голосом, и пугала жильцов, пока совсем их не выжила. В Новгородской губернии поговаривали, будто был случай, когда в обиде на хозяев плотники вбили под лавкой гвоздь от гроба. С тех самых пор каждому входящему в дом мерещился в углу покойник. Обнаружена коварная проделка была только тогда, когда всерьез напуганные хозяева разобрали дом по бревнышкам.
Печники и каменщики на Руси тоже имели недобрую славу. Рассказы о том, что эти мастера способны поселить в доме всяческую нечисть, были придуманы неспроста. Хитрость была в том, что печники хорошо знали, как создать нужный шумовой эффект, чтобы напугать хозяев жилища. Если вдруг что мастерам не по нраву, могли при помощи специальных приемов (перьев, бутылочных горлышек в трубе печи), добиться желаемых звуков, походящих на стоны и завывание. Тут поневоле испугаешься и побежишь за мастерами, уговаривая избавить от такой беды.
Именно потому, что к строительству необходим был крайне серьезный подход во избежание неприятностей, плотников и печников угощать начинали загодя, а также угощали их хлебом-солью да выпивкой на каждом этапе работы.
Переезд справляли шумно, с размахом, устраивая празднество с большим количеством гостей. В этот день хозяевам дарились подарки, хлеб-соль, произносилось много добрых пожеланий. От пожаров новый дом были призваны защитить головешки костра или же печной огонь.